001-6

 

БОЛЕЗНЬ…

 

А вот теперь я расскажу о том, что красной нитью вплетается во всю историю, описанную мной выше.

Однажды я заболел. Одной очень страшной болезнью. В общем – подсел на разные видео игры. Хотя, если быть честным – началось это еще задолго до школы, лет в 7 или 8. Именно поэтому в усиленном классе меня списали в класс ниже, поскольку мне намного было интереснее играть в игры, чем учиться.

Так вот, как все началось. Однажды мои родители поехали к кому-то в гости. Меня, разумеется, потащили с собой. Когда мы пришли, я увидел в одной из комнат двух маленьких детей, Олесю и Сашу. Мальчик и девочка, в общем. Они играли в телевизионную приставку. Dendy, если кто-то такую помнит.

И я очень ясно помню игру, в которую они играли, и на которую в дальнейшем подсел и я:

 

 

Игра называется Whomp 'Em, но я называл ее просто – индеец. Управлять нужно было действительно кем-то, похожим на индейца. Ходишь и тыкаешь копьем разные грибы, змей, и прочих непонятных созданий, убиваешь боссов, получаешь усовершенствования для своего копья (например, копье-огнемет, или копье стреляющее водой, или льдом). Забавная игрушка, в общем.

Другие игры там тоже были, но эта мне запомнилась надолго.

Вот и все…

Ровно с того момента меня все эти видео-игры и затянули, причем с головой.

 

Уже позже, когда у меня своя денди появилась (когда мне ее купили родители, разумеется), у меня появилось еще много разных любимых игр.

Тут еще стоит отметить, что самая первая денди, которая у меня появилась – она была не такая:

 

 

Такая у меня появилась уже потом.

А вот самая первая – я даже не могу вспомнить сейчас, как она называлась и как выглядит, но отчетливо запомнил, что она была черного цвета, со слегка закругленными джойстиками (тоже черными). И более того – эти джойстики были беспроводные. У них еще сверху какая-то фиговина горела красным цветом внутри.

И вот этой как раз фиговиной нужно было джойстик направлять на консоль, иначе связь терялась. Это было неудобно. Плюс еще и джойстики могли разрядиться в самый неподходящий момент.

 

Но вернемся к любимым играм, которые у меня были.

 

 

Tiny Toon Adventures, про зайца. В игре нужно было собирать морковки и прыгать большинству врагов на голову, чтобы убить их.

Впрочем, это слишком примитивное описание.

По меркам dendy – в игре была классная графика, хорошая музыка и множество очень разнообразных уровней: всякие лужайки, темные и мрачные пещеры, пиратский корабль, лес, подводный уровень, особняк в конце и т.д.

Плюс перед каждым уровнем можно было выбрать вспомогательного персонажа: утка (быстро плавает под водой), рысь (умеет цепляться за стены) и какая-то собака (превращается в смерч на короткое время).

А еще – при выполнении некоторых условий – можно было вызвать инопланетный корабль с пришельцами и сразиться с мини-боссом.

 

И стрелялка Contra:

 

 

Одна из самых крутых игр на dendy, пожалуй. Множество (а точнее – восемь) очень разных уровней, куча врагов, разнообразное оружие. И всего три жизни, чтобы пройти игру до конца (можно было увеличить в процессе, набирая очки).

 

И еще была — Big Nose the Caveman:

 

 

Про пещерного человека с хозяйством огромных размеров. Я про нос. И дубинку. А ты о чем подумал?

Сука, какая же она была сложная… Я ее ни разу не смог до конца пройти.

Этой самой дубинкой нужно было дубасить динозавров и прочих агрессивно настроенных представителей доисторического мира. Все боссы, насколько помню, тоже были динозаврами.

А еще был забавный уровень, в котором наш пещерный человек перелетал с острова на остров, при этом крутя над собой дубинкой как пропеллер вертолета. Это весьма оригинально, должен отметить.

 

Еще были на денди такие вот картриджи:

 

 

9999 игр на одном картридже! Срочно купить! Наверное, создатели ожидали именно такой реакции, и так оно и было.

Но по факту – разводилово еще то. Потому что на подобных картриджах, во-первых, игры были так себе, а во-вторых – всего там было игр 10. Вот берем одну игру и фигачим ее копии, каждая из которой считается за отдельную игру.

В разных копиях игры она могла начинаться с разных уровней, с разным количеством жизней и т.д.

 

Еще вспоминается, что картриджи частенько валялись кучками без корпусов, и фиг было вообще понятно, что там за игры. Хотя мы наловчились запоминать содержимое по внешнему виду – количеству и расположению черных кружков, а также микросхем:

 

 

 

Но можно было поступить и проще, например, хранить вот так:

 

 

* * *

 

Ну а вообще – на денди было много достойных игр, и если писать про каждую из них – книга растянется на много десятков дополнительных страниц. Поэтому просто вставлю десятку картриджей, помимо описанных выше, которые мне нравились:

 

 

 

* * *

 

А еще, с этой приставкой Dendy было несколько случаев.

Например, я пару раз воровал у родителей деньги, на которые потом покупал себе в магазине картридж с новыми играми для этой приставки.

Один такой случай я особенно запомнил.

В тот день я, кажется, вытащил у бабушки из кошелька 100 рублей. Могу напутать, было очень и очень давно. Может там и 10 рублей было.

Но суть не в этом. На эти деньги я пошел в магазин неподалеку и купил себе картридж с игрой. Тем же днем или через один – бабушка пропажу обнаружила, взяла какой-то провод и так больно меня им отпиздила, что я аж за диван забился. И правильно, если подумать, после такого я надолго потерял желание воровать деньги.

И все бы ничего, ведь картридж то у меня остался. Но игра, которая там была… Черт, это, мне кажется, самая уебищная игра на денди вообще. Ну а если не самая – то уж точно одна из.

Какого-то хрена я называл ее — «Ну погоди», хотя никаких волков там и в помине не было, да и заяц выглядел совсем иначе, не как в одноименном мультфильме. Картридж выглядел вот так:

 

 

И в самом начале игры была эта тупая надпись, вообще не к месту:

 

 

А вот сама игра:

 

 

И если ты думаешь, что ничего особенного, типичная графика для игр на денди, то… Нихрена!

Это была настолько кривая и ублюдская игра, что сложно описать словами. Одни только анимации чего стоят. Плюс интереса играть в ЭТО не было вообще никакого. От нефиг делать я как-то прошел пару уровней и забил навсегда. Боже, не помню, чтобы какой-нибудь другой картридж меня разочаровал бы настолько же сильно, как этот.

 

Ну а еще — родители часто злились, что я своей приставкой сажу цветной телевизор, и разрешали играть только на черно-белом. Но на цветном я все же играл тайком, пока никого не было дома.

В другой из дней, еще на нашей старой квартире, вспоминается такой вот случай. Бабушка моя снова уехала в командировку, своей dendy у меня еще не было, и вот в гости к нам приехал тот самый Саша со своей мамой. Приехал он не один, с собой привез эту самую приставку, и тот самый картридж с игрой про индейца.

Весь день мы сидели и играли, а вот вечером они с мамой стали собираться обратно домой. Что-то ему плохо стало, с зубами, насколько помню. И вот, пока Саша был в туалете, я подошел к его маме, и спросил – могу ли я оставить себе приставку на несколько дней? Она разрешила.

Через пару минут из туалета вышел мой друг, и начал забирать свою приставку с собой. Я сразу же сказал, что его мама мне разрешила оставить ее на несколько дней, но он меня попросту игнорировал. В итоге я разрыдался, убежал в туалет и закрылся там.

Закончив рыдать, я вышел из туалета, и направился на кухню. Сел за стол, был уже вечер, на улице стемнело. Единственную мою радость в этой жизни – только что увезли. На столе, как сейчас помню – стоял большой пакет вкусных конфет, которые я любил.

Реально большой пакет, там штук 100 конфет было. Но съел их я только лишь парочку, поскольку после такого большого разочарования – аппетит пропал полностью.

 

* * *

 

Позже, когда мы уже переехали на новое место, как я писал ранее – в один из дней я увидел в гостях у одного из своих одноклассников более продвинутую, 32-х битную приставку – Sega.

 

 

На ней игры были уже намного интереснее и красивее, чем на денди, да и музыка со звуком были намного лучше. На сеге моей первой любимой игрой стала:

 

 

Earthworm Jim, игра про дождевого червяка в скафандре, еще и с каким-то пулеметом он бегал, а еще – использовал самого себя в качестве хлыста. У нее была и вторая часть, забавные игры с отменным юмором.

Например, как тебе такое – на одном из уровней нужно было успеть дотащить корову до доильного аппарата, чтобы открылась дверь. Причем корову еще могла украсть прилетевшая инопланетная тарелка.

Или подходишь ты к водоему, а там рыбка в аквариуме покачивается на воде. Подходишь ближе – выпрыгивает здоровенный кот качок, с трубкой для подводного плавания и бьет тебя в морду, не дает пройти. Чтобы преодолеть этот участок – нужно забросить в аквариум свинью.

Или уровень с щеночками, которых какой-то хрен выкидывает из окна двух-этажного дома, а ты должен бегать внизу с батутом и ловить их, чтобы они допрыгали таким образом до штуковины, в которую их ловит собака. Щеночки при падении на землю разбивались в мясо, и тогда собака превращалась в дикого злого монстра и рвала тебя в клочья.

 

Вторая игра — The Second Samurai, про самурая:

 

 

Просто зубодробительно сложная!

Самый кайф, что ее еще и вдвоем можно было проходить, второй игрок в таком случае управлял женщиной в белой одежде.

Все эти круто проработанные боссы в разных эпохах, от доисторических до средневековья и даже космоса, а второй уровень с бегущим ящером, господи, сколько же нервов было убито...

 

Ну и, конечно же, культовая и всеми любимая Mortal Combat 3 Ultimate (драчки). Хотя вот ее-то я, если честно, не особо любил, это друзья мои от данной игры были в восторге.

 

 

В игре была куча персонажей, у каждого были свои приемы и удары, которые нужно было запоминать и держать в уме. Плюс у КАЖДОГО персонажа существовало очень зрелищное добивание, именуемое – Fatality. И кстати, MK3 – одна из немногих игр, которая задействовала все 6 кнопок джойстика от Sega.

 

Но отдельно от всех особняком стоит легендарная игра — Dune 2: The Battle For Arrakis.

 

 

Наверное, первая моя в жизни стратегия.

И она действительно было очень крутой.

Три сражающихся друг против друга стороны, каждая со своими особенностями. Подземные черви огромных размеров, пожирающие твою добывающую и боевую технику. Постепенное открытие тумана войны на карте…

 

* * *

 

Так вот, у меня такой приставки не было.

И поэтому я ходил играть к своему однокласснику. И даже выкупил у него картридж с червяком, хотя у меня и не было приставки Sega.

 

 

Дыра в подъезде…

 

Кстати, с этим картриджем своя отдельная история получилась.

После того, как я его купил – выхожу из квартиры своего друга, прощаюсь с ним, и еду на лифте на первый этаж. Выхожу из лифта, подхожу к дверям подъезда, тянусь к ручке, чтобы открыть двери и выйти наружу, и…картридж выпрыгивает из моего кармана и падает на пол.

Ничего необычного, только вот один нюанс. Этот картридж умудрился упасть именно в ту маленькую дырку в полу, которая была в темном, пыльном углу! Просто победитель по жизни.

Далее я отправился обратно к своему другу, и мы стали решать – как мне достать мое сокровище. Друг как эту историю услышал, сразу же пришел в недоумение – КАК можно было уронить его именно в ТУ МАЛЕНЬКУЮ ДЫРОЧКУ?!

 

(я – в правом верхнем углу)

 

 

Ну да ладно.

Было решено, что я полезу в подвал, и самостоятельно его достану. Проблемка только в одном была. Подъезд, в котором я уронил картридж – шестой в доме, а вход в подвал открыт только в третьем. Это значит, что мне нужно зайти там, где открыто, и проползти по темноте и грязи расстояние нескольких подъездов. Ну, больше ничего не остается, поэтому полез.

Мой друг в это время ходил снаружи, на улице, от одного квадратного отверстия к другому (в панельных домах такие есть), и через эти дыры меня подбадривал и разговаривал со мной, ведь одному туда лезть мне было страшно.

Картридж я в итоге успешно нашел, и полез обратно. По дороге вляпался рукой во что-то, что было похоже на ощупь на гнилую картошку. Когда вылез из подвала на свет божий, мой друг посмотрел на мою руку и сказал, что это совсем не картошка. Взглянув на руку, я понял – и правда, не картошка. Это было чье-то дерьмо.

 

* * *

 

Но вернемся обратно к играм.

Так вот, ходил я к своему однокласснику играть в приставку настолько часто, что ему это надоело. Причем, до такой степени надоело, что он стал придумывать разные отмазки, на тему – почему сегодня к нему нельзя прийти в гости. Но здесь я нашел свое решение, и устраивал обмен. Давал ему много разных бесполезных детских вещей, взамен на разрешение пойти к нему в гости и поиграть в приставку.

В другие разы я стал поступать уже хитрее, и разыгрывал сценку.

Рассказывал своему другу, что, мол, как жаль, что нет у меня сеги, поэтому снова придется проситься к своему дядьке поиграть (а никакого дядьки с сегой у меня не было). И вот что я ему, дядьке, за это дам на этот раз (перечислял список вещей, которые мне были не особо нужны).

Задумка была в том, чтобы мой друг все это услышал, клюнул на данную удочку и попросил у меня все эти вещи, в обмен на приглашение зайти в гости, чтобы я смог поиграть в свою любимую игру.

И это срабатывало.

Кстати, через некоторое время у меня появился второй друг с такой приставкой, и я начал ходить еще и к нему. А еще через некоторое время – я начал просить приставку себе домой, на день или пару дней. И мне ее давали (хотя и далеко не с первого раза, однако я был очень настойчив).

Но игры меня настолько сильно затягивали, что приставку отдавать обратно совсем не хотелось. Поэтому я придумывал разные варианты, как можно ее не отдать обратно. По крайней мере – некоторое время, чтобы получилось поиграть подольше.

Я придумывал различные отговорки, тупо не брал трубку телефона, и прочее. В итоге, те двое, у кого я эту приставку брал к себе домой – присылали ко мне своих мам. Иначе вернуть свое драгоценное сокровище обратно у них не получалось. Перед мамами, когда они ко мне приходили, я устоять уже не мог, и возвращал приставку.

Одному другу я даже эту самую сегу починил. У него был сломан провод, и отломлен тот самый штырь, который отвечает за вывод звука. А мне без звука ну совсем никак не хотелось играть! В общем, уже не помню как, я что-то там пошаманил, что-то куда-то воткнул, и звук появился.

А еще вспоминаю, как говорил своей бабушке, которая жаловалась часто, что я не вовремя и поздно возвращался домой – «Когда я прихожу в гости к нему и играю в приставку, то попадаю совсем в другой мир, и про этот сразу же забываю, и про время – тоже забываю…».

 

Наглая кража картриджей

 

А еще вспоминается, как я наглел с этой сегой уже сверх всякой меры.

Мой друг Антон, у которого я взял эту приставку – дал мне несколько картриджей с играми. Но через некоторое время игры мне надоели, а покупать новые – у меня денег не было.

Решение нашлось простое. Я сходил в магазин, и обменял там за свои деньги его картриджи на те, которые мне в магазине понравились (обмен стоил совсем дешево). Причем разрешения для этого действия я ни у кого не спрашивал – просто внаглую сходил и обменял.

И вот какой казус приключился с тем обменом.

Еще в магазине, когда я стоял и выбирал себе новые игры, рядом со мной тусовался какой-то мелкий незнакомый пацан (такой же мелкий, как и я). Время от времени он советовал, чтобы я попросил продавщицу показать вон ту игру, и показывал пальцем на какой-то из картриджей на прилавке.

Я же его попросту игнорировал, и в итоге взял те игры, которые сам хотел. На выходе из магазина этот пацан подошел ко мне, и попросил посмотреть картриджи, которые я только что получил. Безо всяких задних мыслей – я дал их ему в руки (две или три штуки, уже не помню).

Он взял их, с внимательным видом начал разглядывать, а потом как побежит! Форрест Гамп фильм смотрел? Помнишь, с какой скоростью Форрест сиганул от троих преследователей, которые даже на велосипедах его не догнали?

 

 

Вот он, наглый похититель моего картриджа — с такой же скоростью от меня сиганул.

Разумеется, я рванул с места за ним.

Могу поклясться, что так быстро и долго я никогда в жизни не бегал. Сказать, что я тогда выдохся – ничего не сказать… Однозначно в тот день я вышел за рамки того, что считал для себя возможным.

Преследовал этого товарища несколько минут, даже через дорогу на красный свет перебежал. После чего он остановился, явно не ожидавший того, что его будут столь рьяно преследовать, и начал грозить мне кулаком, обещал побить, если я сейчас же от него не отстану.

Я же встал в стороне, и попросил, чтобы он отдал мне мои картриджи обратно. Но он снова бросился убегать. Я – снова за ним. Еще через несколько минут он снова остановился, снова начал грозить мне кулаком. Я опять попросил, чтобы он вернул их обратно, и тут он отдал все, кроме одного.

Далее я предложил такое решение – мы вместе сходим ко мне домой, и я дам ему любой другой картридж. Мне-то чертовски сильно нужен был и тот один картридж, который у этого пацана оставался, ведь это новая игра, новые впечатления!

Паренек этот начал заливать, что, мол, у меня дома батя сидит, и я специально его к себе заманиваю, чтобы мой батя ему пиздюлей навалял. Я сказал, что никого у меня дома нет (и не врал). В итоге – он согласился, и мы пошли ко мне домой.

Дошли до дороги, стоим рядом, ждем зеленый сигнал светофора. В этот момент я посмотрел куда-то в сторону, а когда повернул голову, его рядом уже не было. Оглянулся, смотрю – он снова убегает от меня на всех парах.

Тут уж я плюнул на это дело, и не побежал за ним снова. Вместо этого отправился домой и про этот несчастный один картридж, который он у меня спер – благополучно забыл. Ведь все остальные-то я вернул.

 

 * * *

 

Хоть сеги у меня никогда так и не появилось – я успел поиграть на ней в огромное количество игр. Опять же, про каждую писать не буду, просто вставлю мои любимые:

 

 

А еще в те далекие годы я застал вот такой картридж, он был у моего друга Антона:

 

 

На самом деле, можно было воткнуть этот картридж в сегу, а картридж с игрой – непосредственно в этот взломщик сверху. Таким образом можно было легко и быстро взломать любую игру – сделать себе бесконечное здоровье, кучу патронов, включить любой уровень и т.д.

 

О, еще.

Нельзя не вспомнить.

Как раз тогда, когда я приходил иногда к своему другу играть домой в сегу – по телевизору показывали мультсериал. И когда он начинался – мы бросали все и бежали его смотреть.

Даже не нужно писать название:

 

 

* * *

 

Здесь стоит сделать небольшое отступление и упомянуть такую приставку, как Super Nintendo:

 

 

Она была примерно на уровне Sega Mega Drive 2, тоже 16-разрядная.

На картинке не видно, но у джойстиков еще сверху 2 кнопки было.

B моем детстве и среди тех, кого я знал – такая приставка была только у одного моего друга. Редкая штучка.

Поиграть я в нее смог только несколько раз в жизни.

Первый раз – в каком-то игровом клубе, за деньги. Не помню, в какую именно игру. И даже там, в клубе, в нее почти никогда никому играть не давали, т.к. она стояла в месте, через которое ходили продавцы, соответственно – играющий мешал бы им. И в тот единственный раз играть мне пришлось стоя, целый час.

А вот второй раз я поиграл уже у друга.

И у него дома, и когда на дачу к нему ездили – он тоже приставку эту брал с собой. Только вот у него за все детство был только один единственный картридж с игрой:

 

 

Но черт возьми, игра эта была просто крутейшая, я ее очень полюбил.

Но она, помимо всего прочего, была чертовски сложной.

В игре было огромное количество запрятанных секретов, которые здорово могли облегчить прохождение при их обнаружении. Т.к. почти всегда в секретах были запрятаны полезные вещи, которые можно было использовать – лечилки, защитную магию, полное восстановление здоровья и т.д.

Начиналась игра в таких вот светлых тонах, не предвещая ничего плохого или ужасного:

 

 

На этой лужайке сразу же встречалась мирная собака, которая спокойно себе гуляла и никого не трогала.

Но стоило пройти еще чуть дальше, как не проходило и минуты со старта игры – появлялся какой-то странный маг, небо чернело, а он начинал творить темную магию, превращая всех вокруг в монстров. Сам при этом каждый раз исчезал. Еще при первом же появлении он взрывал перед тобой проход по мосту, а при втором – взрывал его прямо под тобой.

На самом деле игра была невероятно атмосферная, очень мрачная и содержала в себе крутую музыку. Локации были под стать – сначала толи колледж, толи библиотека со студентами, которых превратили в зомби (которые еще и восстают после первой смерти); кладбище ночью, с кучей скелетов; темные пещеры с огромными пауками и червями; замок с ожившими доспехами и привидениями…

Да что там, нас с самого начала встречала мрачная заставка и не менее мрачная музыка:

 

 

Бороться с нечистью можно было двумя способами.

Расстреливать с помощью синих магических сгустков, которые наш персонаж мог испускать из рук в нескольких направлениях:

 

 

Или же можно было взять под контроль постоянно летающий над нами магический шар, который обычно просто нейтрально следует за героем:

 

 

Но полностью его под контроль брать нельзя было.

Можно было лишь приказать ему сделать рывок вперед, назад, вверх или вниз. Таким образом можно было в некоторых случаях достать врагов, которых не получалось достать сгустками.

Или же с помощью шара можно было подобрать предметы-расходники, которые как раз или были спрятаны в секретных местах, или до которых нельзя было добраться героем.

Отдельно нельзя не отметить систему повреждений, на мой взгляд — очень круто сделанную. Твое здоровье можно определить по портрету героя в самом верху экрана.

Когда здоровье полное – портрет в нормальном состоянии.

Но при КАЖДОМ новом повреждении – с лица портрета начинает слезать кожа, появляется кровь, оголяется череп. При состоянии, близком к смерти – на лице не остается вообще кожи, видно лишь череп в крови. А когда герой уже при смерти – можно лицезреть только череп с пустыми глазницами:

 

 

Помимо повреждений можно было убиться и другими способами, причем быстро и надежно. Например – не рассчитать расстояние и прыгнуть слишком с большой высоты. Итог – моментальная смерть.

Или можно было где-нибудь упасть в яму\воду\огонь. Итог тот же – труп.

 

Короче, эта игруля навсегда останется одной из моих любимых и она более чем достойна внимания.

Я даже какое-то время спустя, через несколько лет, когда появился интернет, модемы и прочее – пароль себе придумал по этой игре. Он у меня был как ее название – warlock.

 

p.s. – но можешь не пытаться подобрать мой пароль к какому-нибудь из сервисов, я его давным-давно сменил 🙂

 

* * *

 

Еще через некоторое время – в ходу появилась новая, еще более крутая приставка. Sony Playstation 1. У меня была такая:

 

 

Вот это была просто бомба для моего детского мозга… Здесь игры казались просто нереально божественными, картинка была в разы лучше, чем на Sega, и многие игры были уже трехмерные.

Вот здесь моей первой любимой игрой стала красочная, юморная и сложная Crash Bandicoot:

 

 

И даже не просто сложная — ЧЕРТОВСКИ сложная. Просто убийца нервных клеток, а у некоторых – еще и джойстиков, сломанных в порыве злости…

 

Игра вышла в 1996 году, однако буквально в одном этом абзаце я забегу вперед (не могу этого не сделать), в 2017, в котором вышло переиздание, с улучшенной графикой, для PC и консолей нового поколения (Nintendo Switch, Xbox One, PlayStation 4).

И вот как выглядит тот же самый уровень в новой версии:

 

 

Правда круто выглядит?

 

Ну и конечно же, нельзя не упомянуть такую легендарную игру, как Doom, которую я тоже обожал:

 

 

 

Приставка, кстати, использовала уже не картриджи, а диски. Но долгое время у меня самого такого сокровища не было. Пока однажды бабушка не купила мне его, вместо Sega, через которую я, получается, перепрыгнул. Уж на этой-то приставке я стал пропадать в электронных мирах еще больше…

 

Больше, чем просто игры...

 

Еще бы в них не пропадать!

Разные аркады и шутеры, какими бы крутыми они не были – это, конечно, очень хорошо. Но любимейшим моим жанром были такие игры, в которых нужно хорошенько пораскинуть мозгами.

И вот как раз консоль Sony Playstation 1 щедро отсыпала мне такой опыт.

Однажды летним днем я прогуливался по городу и нашел магазин, в котором продавали диски с играми. Но помимо новых экземпляров там продавали еще и Б/У, на которые цены были вообще копеечные, от 10 до 30 рублей за штуку, как сейчас помню.

И вот как раз тогда, просматривая стопку б/у-шек, я нашел вот этот диск:

 

 

Даже не представляя на тот момент, чем игра является – я этот диск купил, т.к. понравилась обложка. Думал, что там драчки какие-то. Однако придя домой, меня ждал большой сюрприз.

Но перед тем, как мы пойдем дальше — хочу отметить забавный момент.

Тот самый магазин, где я впоследствии начал покупать все эти Б/У игры – через определенное время я неимоверно сильно начал бесить продавщицу, молодую женщину, которая там работала. Настолько сильно она меня невзлюбила, что как только видела в очередной раз – сразу же делала недовольное лицо и, если рядом был парень, который к ней захаживал, говорила – «Опять он пришел, он меня уже бесит…».

Но перед этим еще нюанс. Изначально все эти диски лежали за стеклянным прилавком друг на друге, боком, так что ты смотрел на них и видел примерно это:

 

 

Т.е. ничерта вообще не понятно, что за игра, о чем она, даже картинку не видно. Наугад покупать было не классно совсем, поэтому я выбирал какой-то диск, тыкал в него пальцем, и только потом уже мне его вытаскивали и давали посмотреть.

Я долго разглядывал обложку, читал описание, и если мне не нравилась игра – я отдавал диск обратно. После чего выбирал какой-то другой, мне его опять-таки вытаскивали, я снова его долго рассматривал…

Короче, так могло продолжаться несколько раз, при каждом моем посещении данного магазина.

В какой-то из дней, устав терпеть это все, продавщица начала мне вытаскивать сразу все стопки имеющихся игр, и я уже мог с удовольствием рассмотреть каждую и выбрать то, что нравится.

И еще кое-что.

Они продавали и новые диски тоже. Но Б/У стоили очень дешево, однако – никакой гарантии на них не давали. Они могли быть с царапинами, или вообще не работать. Это уже как тебе повезет. Покупай, как говорится, на свой страх и риск.

И да, действительно. Некоторые диски, которые я покупал – были все покрыты множеством царапин, некоторые глючили, какие-то отказывались работать.

Но для меня-то это были больше, чем какие-то там диски — это были, черт возьми, целые игровые миры, в которые я не смогу попасть из-за того, что фортуна мне не улыбнулась, и диск оказался испорченным!

Короче, если диск не работал, или работал плохо – я шел в магазин и выносил там продавщице весь мозг. Мол, ниче не знаю, диск не работает, хочу обменять его бесплатно на другую игру. Частенько мне давали это сделать, что удивительно.

Вот, что значит истинная настойчивость.

 

Но вернемся к той игре с красивой обложкой, о которой я начал рассказывать чуть ранее – Vanguard Bandits.

Дома обнаружилось, что это невероятно крутая тактическая ролевая игра. И это был целый мир в средневековом, слегка анимешном антураже…

В нем было семь стран, каждая с разной историей, своим положением дел и своими целями и амбициями. Некоторые были в статусе войны с одной или несколькими другими.

Помимо стран присутствовало огромное количество персонажей, опять-таки, у каждого из которых был свой взгляд на происходящее и свои цели. Среди них были и принцессы, и главы стран, и телохранители, наследники трона, чьи-то сыновья или дочери и т.д.

По ходу сюжета все это переплетается в куче разных диалогов, и все они отлично прописаны, между прочим.

Но зацепило меня не это. Точнее, не только это.

Игра начинается с того момента, где на главного героя с отцом, которые мирно себе сидят в своей деревеньке – нагло нападает империя. А боевые действия здесь происходят посредством огромных боевых роботов, которыми как раз управляют люди.

И когда после череды диалогов начинается новое сражения – вот тут-то игра начинает блистательно сиять всеми своими красками.

Собственно, в чем заключается геймплей (игровой процесс).

Вид сверху на тактической карте ничем особо не впечатляет:

 

 

Здесь видно, кто в какой точке изначально находится, какая местность вокруг и прочее.

Но дьявол кроется в деталях, как говорится.

Каждый такой робот – отдельная боевая единица, со своими:

 

  • Параметрами здоровья,
  • Прочими характеристиками,
  • Количеством очков действий,
  • Вооружением,
  • Пилотом, в конце концов.

 

 

Игра проходит в пошаговом режиме, где у обеих сторон в каждом ходу у каждого из подконтрольных юнитов есть возможность сделать один ход, в котором можно совершить ряд действий.

Все эти пилоты в роботах (только твои, разумеется) действуют так, как ты им прикажешь. А именно – можно или пройти какое-то расстояние по карте, или напасть на кого-нибудь, или перекрыть стратегически важный участок карты, или защитить кого-то из своих, закрыв проход к нему собой. Ну или сразу несколько из перечисленного.

Если идет не твой ход и нападают на тебя – ты можешь выбрать, что делать. Защищаться, попробовать увернуться, предпринять попытку выполнить контратаку или же вообще ничего не делать, приняв удар.

Причем, если нападают в спину (а позиционирование на карте играет огромную роль в сражении) – защищаться уже нельзя, тут спасет только уворот. И в зависимости от параметров твоего робота, на которого нападают – у тебя есть определенный процент на удачный исход выбранного действия:

 

 

А когда уже ты своим таким роботом нападаешь на вражеского, вылезает новое окошко. Снова можно просчитать:

 

  • какова вероятность того, что твой удар вообще достигнет цели;
  • сколько здоровья отнимет, если все же достигнет;
  • намерен ли враг защищаться или попробует уклониться:

 

 

И что самое классное, так это сам момент боя, когда назначены все действия, атакующие или защитные:

 

 

Абсолютно все, что происходит в боевой фазе – все это отлично анимировано. Все прыжки, подскоки и отскоки, замахи и выпады, рубящие и колющие удары.

Более того, каждое из действий приправлено соответствующими фразами пилотов, да еще и враги тебе на это отвечают:

 

 

Вот из такого вот разнообразного конструктора всевозможных параметров и условий — и состоит вся игра.

В боях нужно продумывать ситуации на несколько шагов вперед, следить внимательно за очками здоровья всех твоих роботов, за степенью их усталости (которая если накопится до 100% — на какое-то время выключит вообще этого робота).

А если будешь играть невнимательно и совершать ошибки – можешь распрощаться со своими пилотами. А мертвые здесь опыт не получат и соответственно не вырастут, не станут сильнее.

И более того – если убьют главного героя, то моментально наступит жестокий и беспощадный Game Over.

И это я лишь очень кратко все описал, на деле все еще немного глубже.

Ну а помимо общего направления сюжета – тут мы имеем в наличии еще и нелинейность. В зависимости от выбора в диалогах по ходу игры, в зависимости от степени влюбленности определенных женских персонажей в нашего главного героя – игра может уйти в другое русло сюжета, плюс иметь другую концовку.

Первый мой раз, когда я проходил эту игру, все мои выборы и сложившиеся по ходу условия сложились, как мне кажется, в самый зверский вариант, в котором была невероятно тяжелая финальная битва, которую я так и не смог пройти, как только не пытался…

Отдельно хочется отметить, что во всей игре, как в мирные, так и в боевые моменты – великолепная музыка. Бодрые, динамичные, грустные композиции – есть все.

Такие вот пироги с котятами.

 

 

Позднее, уже не помню каким образом, ко мне в руки попала еще одна игра, похожая на ту, которую я только что описал:

 

 

Это уже тактическая стратегия, где все действия происходят в 2112 году, в нашем, реальном мире. Высокие технологии здесь дошли до такого уровня, что появились огромные боевые роботы, которых использовали по всей планете. В военных, разумеется, целях.

Опять-таки, игра пошаговая, и вид сверху ничем не блещет:

 

 

У нас снова есть пилоты роботов.

Роботов много видов, и вот здесь возможностей несколько больше, чем в прошлой игре.

Абсолютно все запчасти можно менять и модернизировать:

 

  • Руки (левая и правая),
  • Ноги,
  • Тело,
  • Вооружение.

 

Запчасти плюс ко всему могут быть от разных производителей, а посему – иметь совершенно разные параметры и внешний вид

И т.к. здесь у нас уже не средневековье, а будущее – то и оружие соответствующее, огромных размеров огнестрельное:

 

  • Пулеметы;
  • Дробовики;
  • Винтовки;
  • Снайперские винтовки;
  • Ракетницы;
  • Гранатометы;
  • Различное оружие ближнего боя и щиты;
  • Секретное экспериментальное оружие…

 

По факту, вне боя ты можешь все эти компоненты менять любым понравившимся тебе образом, под твой стиль игры.

Дополнялось это еще и тем, что по ходу сражений сами пилоты учились новым навыкам и маневрам, которые могли в нужное время здорово так перевернуть исход боя.

А уже непосредственно в самом бою, камера переносилась в крупные планы и весь процесс боя был отлично анимирован, все выстрелы, удары и прочее:

 

 

И тактической глубины здесь хватало с избытком.

Рельеф и вообще всю местность на каждой карте нужно было учитывать. За параметрами прочности деталей твоих роботов нужно было пристально следить.

Например, если твоему роботу полностью повредили левую руку – она уничтожается, вместе с оружием, которое там было. Отстрелили обе руки – все, оружия у тебя больше нет.

Если повредили полностью ноги – твой робот больше не может передвигаться.

А вот если уже полностью повредили тело – он уничтожается. Однако перед этим у тебя есть шанс катапультироваться пилотом. Но что эта маленькая шмакозявка сможет сделать всем этим гигантским роботам?

Только пострелять из пистолетика, но это для них — что комариные укусы.

 

Однако и здесь есть хитрости.

Если вражеский робот остался без своего пилота, или ты каким-то образом убил его ДО уничтожения его робота, или контузил и вынудил преждевременно катапультироваться – ты сможешь его робота захватить. Если сохранишь его к концу миссии, то нужно будет решить, что с ним делать:

 

  • Полностью разобрать на запчасти,
  • Продать целиком,
  • Самому использовать его в последующих миссиях.

 

И снова же хочется отметить музыку, она снова великолепна.

Неудивительно, ведь саундтреки были написаны японскими композиторами, Кодзи Хаяма и Хаято Мацуо.

В общем – шедевр, а не игра.

 

Казалось бы, что может быть круче.

А оно было.

Про следующую игру я узнал потому, что о ней много где говорили. Например, несколько человек у нас в школе, в нашем классе, из тех, у кого была PlayStation 1, разумеется.

Вот эта игра:

 

 

И если большинство игр для консоли были на одном диске, и очень изредка на двух – то вот эта девятая финалка использовала уже целых 4!

И на то были свои причины, т.к. сложно вообще описать, насколько это невероятно крутая, огромная и очень насыщенная  игра…

Здесь уже жанр – японская ролевая игра.

В предыдущие 8 частей я не играл, но оно и не нужно, т.к. каждая номерная часть – это новый мир, новый сюжет и новые персонажи.

Тут я даже не знаю, как кратко описать эту игру, дабы описание не растянулось на отдельную мини-книгу…

Все действие происходит в волшебном, вымышленном мире (сейчас совершенно не важно, как он называется).

Глобально и в общих чертах – суть в военном противостоянии нескольких наций. И противостояние это возникло не само собой, а было спровоцировано чересчур амбициозной королевой. Но в процессе сюжета выясняется, что она (спойлер), была лишь марионеткой в руках более хитрого персонажа.

И это описание – вообще ничерта не дает понять об этой игре, поскольку в нее нужно поиграть, самому окунуться в этот мир.

Начнем с того, что вся игра превосходно нарисована, дизайнеры выложились на полную катушку.

Сам мир состоит из (снова спойлер) нескольких больших континентов, по которым можно в процессе сюжета перемещаться. Причем с определенного момента тебе дают в этих перемещениях полную свободу действий.

Сами восемь персонажей, которые нарисованы на обложке – каждым из них можно поиграть. Более того, у тебя в активной группе может быть до четырех штук.

И каждый из них превосходно прописан, нарисован и проработан. Каждый имеет свои мысли и взгляд на то, что происходит в мире, каждый по-разному относится и взаимодействует с остальными персонажами.

Причем описать это стандартным способом, вроде – к кому-то испытывает определенную неприязнь, кого-то уважает и прочее – здесь невозможно, т.к. сюжет лихо закручен. Это раз. Персонажи со временем меняются, подстраиваются под то, что происходит вокруг. Это два.

Например принцесса.

Та самая амбициозная королева – ее мать.

В начале игры наш хвостатый бандит-бродяга, вместе со своей бандой — прибывают на летающем театральном корабле в замок Alexandria, дабы устроить там театральное представление и разыграть пьесу – «Я хочу быть твоей канарейкой».

На деле же это лишь прикрытие, чтобы под шумок, незаметно выкрасть из замка эту самую принцессу, которой сегодня исполняется 16 лет.

И в процессе, когда двое наших скрытно пробираются в королевские покои, находят принцессу, она от них убегает и наш главный герой через некоторое время ее настигает… ВНЕЗАПНО выясняется, что она сама хочет, чтобы ее похитили. О чем сразу же и просит.

И в это же время за нами гоняется рыцарь, прямолинейный и простой до мозга костей, который хочет вырвать принцессу из лап воров и бандитов и вернуть обратно...

Но она просит оставить ее, на что он в свою очередь замечает, что ее сохранность — это его долг… И во время того, как часть из наших героев СЛУЧАЙНО попадает на сцену в самый разгар спектакля (который, между прочим, наблюдает королева), принцессу случайно, убегая от стражников, подпаляет магией огня маленький маг в остроконечной шляпе (он тоже есть на заставке), огонь воспламеняет ее плащик (который до этого скрывал ее личность), она обжигается, начинает прыгать и резко сбрасывает его с себя, и королева, видя всю эту вакханалию – взрывается от бешенства и приказывает обстрелять сцену театрального корабля (где как раз и происходило выступление) из крепостных пушек, совершенно наплевав на то, что там находится ее дочь, но кораблю удается каким-то чудом вылететь из замка, зацепив и снеся попутно несколько башен… но повреждения от взрыва одной из бомб оказываются критическими, и корабль падает в темном лесу, взрывается и расшвыривает по окрестностям куски себя. А лес, к слову, не просто темный, а населенный разной нечистью, и из леса этого обычно живыми не выбираются…

В общем, все это — даже не 1% и это все лишь завязка. Краткая, кастрированная (мной) несколько раз версия пролога.

Дальше начинается сам сюжет, а вот уже в нем происходит ОЧЕНЬ много всего – и жесть, и катастрофы, и грандиозные по размаху и серьезности события, в которых и переплетаются все наши персонажи…

Качество графики в сюжетных роликах было запредельным для того времени и более чем достойно выглядит даже сейчас:

 

 

Помимо огромного сюжета, путешествий по большому, открытому практически миру с множеством самых разных мест и крупных городов, и взаимодействия между героями во всех этих местах – присутствовал походовый, тактический боевой режим.

Но на этот раз – частично в реальном времени:

 

 

 

Каждый персонаж в боевом режиме управлялся отдельно. У каждого имелось свое оружие и своя экипировка (которую можно находить или покупать или добывать с трупов врагов и боссов).

Каждый персонаж мог пользоваться только определенными видами оружия. Например, двуручные большие мечи мог использовать только рыцарь. Воровские короткие клинки в обе руки – только наш хвостатый парень. Копья или когти – только два других отдельных персонажа.

В свою очередь, каждое из оружий имело свои параметры атаки и, в некоторых случаях, особые эффекты. Кроме оружия было еще несколько типов брони (латы, кожаные и тканевые и т.д.), несколько типов головных уборов (снова же, от легких до тяжелых), несколько видов наручей и разнообразные, зачастую магические аксессуары.

Абсолютно все вещи, помимо описанного, если были экипированы — могли еще и давать особые активные и\или пассивные способности.

Вне боя, в любой момент можно было снарядить каждого из своих персонажей так, как хочется тебе, под текущие нужды:

 

 

Много всего, не правда ли?

Но и это не все. Каждый из персонажей, помимо всего прочего, имел еще и личные навыки, которыми мог пользоваться только он один.

Так, некоторые вместо мечей, когтей и копий – в бою пользовались магией. Или белой, или черной. Белой можно вылечить своих сопартийцев, черной же – обрушить на головы врагов буквально вихри огня, глыбы льда и целый каскад молний (и много чего еще).

В процессе игры можно найти (или не найти, скорее всего) огромное количество секретов, многие из которых я не видел даже пройдя эту игру несколько раз. Некоторые такие секреты буквально взрывали мозг.

Музыка снова шедевральна, за нее отвечал, не побоюсь этого слова — легендарный композитор Нобуо Уэмацу. Он не просто написал музыку к игре и боевым сценам, он ПОДЧЕРКНУЛ ей разные особенности.

В каждом крупном городе в мире – своя, уникальная музыка со своей атмосферой. Далее – у каждого из персонажей с обложки – опять-таки, есть СВОЯ собственная, уникальная мелодия, которая играет во время игры за него.

Более того, здесь есть игра в игре.

В общем – в мире Final Fantasy 9 существует весьма неплохая карточная игра, в которую играют по всему миру (по сюжету даже будет чемпионат по ней, в котором участие обязательное). Наш главный герой волен выбирать, играть в нее по ходу прохождения или нет.

 

 

И помимо того, что это интересная сама по себе карточная игра, так она еще и является коллекционной. В игре существует 100 видов карт.

Каждая, в свою очередь, может еще иметь десятки вариаций (различные параметры и разные стрелки на ней). Что самое крутое, каждая из карт олицетворяет собой какой-то реальный кусочек игры. Это или монстр, или оружие, или артефакт, или один из крупнейших замков и т.д.

 

 

Если ты выбираешь, что да, хочу и буду играть в эту игру повсеместно, то можно, например, поставить себе цель – собрать все 100 видов карточек. Причем сделать это будет чрезвычайно непросто…

Все эти карты можно добыть разными способами. Купить, найти в секретных местах, выиграть у других оппонентов… И да, если ты в карточной дуэли проигрываешь – у тебя навсегда забирают одну. Или, при некоторых условиях – вообще все, которыми ты только что играл.

Но точно так же и ты можешь выигрывать и забирать карты у оппонентов. Например, ты несколько раз проиграл, и устраиваешь несколько матчей-реваншей, чтобы, как минимум, вернуть потерянное обратно.

Как итог – в эти картишки действительно очень увлекательно играть, волнительные и напряженные моменты в таких дуэлях будут встречаться довольно часто.

 

В общем, можно несколько десятков страниц написать про Final Fantasy 9 и все равно не раскрыть полностью ее сути и всех мелких нюансов.

Просто скажу – игра ШЕДЕВР, с большой буквы.

 

* * *

 

Вообще, на Sony PlayStation 1 было ОЧЕНЬ много шикарных, отличных и просто хороших игр, но если я сейчас про каждую из них напишу, этот будет плюс сотня страниц, как минимум…

Поэтому просто вставлю лишь несколько обложек крутых игр, в которые играл лично, как сделал это ранее с денди и сегой.

 

 

* * *

 

Читать далее...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *